Итоги существования многонационального государства. Многонациональные страны мира

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

14.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

16. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

Задание 5 заполните таблицу

Представитель

Область деятельности

Политические взгляды

Роль в истории

К.П. Победоносцев

М.Н. Катков

Г.В. Плеханов

А.М. Горчаков

Генерал Скобелев

О. Бисмарк

Серафим Саровский

§ 7. Россия как многонациональное государство

По мере продвижения русского населения за пределы своего первоначального ареала в состав России входили не только новые земли, но и присоединялись новые народы. В XVI в. Иван Грозный обратился к народам, находящимся под властью татаро-монгольских ханов, с приглашением – принять русское подданство. На это предложение челобитной царю откликнулись башкиры (1552 г.) и в 1557 г. они вошли в состав России. В первой половине XVII в. начался переход калмыков в русское подданство (в 1655 г. они приняли присягу охранять русскую границу на юге от крымских татар и турок). В этот же период в состав Русского государства вошли народы, населявшие восточную Сибирь (якуты, буряты, хакасы и др.), во второй половине XVII – первой половине XVIII в. – народы северо-востока Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, уже с XVI в. Россия становится многонациональным государством.

Образование мощного централизованного многонационального государства имело большое значение для народов, живущих на границах России (украинцев, белорусов, молдаван) и ведущих борьбу против иноземных захватчиков. В 1655 г. Великая Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией (Правобережная, так же как Восточная Галичина, Закарпатье и Северная Буковина, присоединится позже). В XVIII в. молдавский господарь Кантемир принял решение (1711 г.) перейти под протекторат России. Россия вынуждена была вести изнурительные войны с турками и литовско-польским государством Речь Посполитая, отстаивая свои интересы на землях украинцев и белорусов.

В результате Северной войны (1700–1721 гг.) Россия прорубила «окно в Европу», получив доступ к Балтийскому морю и присоединив территории Эстонии, части Латвии и Карелии (с Выборгом). В ходе русско-шведской войны (1808–1809 гг.) от Швеции к России перешло Великое княжество Финляндское, которое имело особый статус в составе России и пользовалось политико-правовой автономией. В ходе трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 г.) между Австрией, Пруссией и Россией в состав последней вошли Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (кроме Львова), большая часть Литвы и Курляндии.

Во второй половине XVIII в. в результате российско-турецких войн России отошли Крым и северные побережья Азовского и Черного морей. Россия усиливает свое влияние и на Северном Кавказе , где ей противостоят крымские ханы, Турция и Иран. В XVII–XVIII вв. русское подданство приняли ряд горских народов: кабардинцы, карачаевцы, черкесы, осетины (последние впоследствии в большинстве своем приняли и православие). В 1809 г. ряд народов Дагестана также приняли подданство России. На Северном Кавказе опорой Русского государства становится казачество. Процесс присоединения народов Северного Кавказа не проходил бескровно и был связан в основном с военными методами. В ходе Кавказской войны (1817–1834 гг.) весь Северный Кавказ был поставлен под контроль России. Наместник императора на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе.

Закавказье подвергалось неоднократным разделам между Ираном, Турцией, Византией, Арабским Халифатом и монголо-татарскими ханами. Народы региона, прежде всего христианские, также искали защиты у сильной России. В результате русско-иранской войны (1828–1829 гг.) Восточная Армения присоединилась к России. На основе подписания Георгиевского трактата (в 1783 г.) Восточная Грузия обратилась к русскому царю за помощью в борьбе против Турции и Персии, а позже (в 1799 г.) присоединилась к России. В этот же период послы Азербайджанского ханства неоднократно направлялись в Петербург также с просьбой о присоединении, которая была удовлетворена в 1801 г., а к концу 1806 г. б?льшая часть земель Азербайджанского ханства стала территорией России.

В середине 60-х гг. XIX в. Россия начала активное продвижение всреднеазиатском направлении . Здесь к этому времени существовали три государственных образования: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель (в 1846–1854 гг.) вызвало военное столкновение с кокандским ханом. В 1865 г. наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестанского генералгубернаторства. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию. Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX – Россия сформировалась как многонациональное государство. В 1721 г. Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей.

Национальная политика в Российской империи

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, предпринимаемых государством по регулированию взаимоотношений между народами, этническими группами страны, направленных на реализацию их национальных интересов, на разрешение национальных противоречий в сфере межнациональных отношений.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межэтнических и межконфессиональных отношений. В Российской империи складывался определенный тип межнациональных отношений.

Во-первых , более 90 % народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. Ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция народов, а безопасность государства.

Во-вторых , Российское государство являлось единым, территориально целостным государством. Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение и создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов.

В-третьих , по существу не было экономического ограбления национальных окраин. Русские переселенцы не отбирали землю у земледельческих народов Поволжья, Закавказья, Средней Азии. Вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства, способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития.

В-четвертых , несмотря на отдельные ограничения по этническому признаку, в России не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальных окраин, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Российской империи.

Российская федерация – федеративное государство

Федеративное государство – государственно-правовое объединение, обеспечивающее единство всех входящих в него территориальных единиц, пользующихся определенной политической и правовой самостоятельностью в форме национально-территориальных автономий.

Национально-территориальная автономия (НТА) – одна из форм самоопределения, которая обеспечивает благоприятные возможности для хозяйственного, политического и культурного развития народов. В основе создания НТА лежат исторически сложившиеся границы проживания одного или двух этносов, отличающихся своеобразием хозяйства, культуры, быта, традиций. Исходя из этого, национально-государственные и национально-территориальные образования называются именем самоопределившихся этносов, приобретающих статус титульных этносов .

После Октябрьской революции 1917 г. идея НТА была положена в основу национальной политики в Российской Федерации. В целях обеспечения благоприятных условий для социально-экономического и культурного развития национальностей были созданы НТА различных уровней: автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа. По характеру и объему полномочий НТА в РСФСР осуществлялись в двух формах: политической и административной .

После распада СССР и провозглашения суверенитета РФ произошли изменения в ее внутреннем устройстве. Все автономные республики, автономные области и автономные округа приобрели статус равноправных субъектов. В настоящее время идет процесс вхождения ряда НТА в состав крупных административно-территориальных единиц.

Источники информации

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

4. Колосов В., Петров Н. и др. Субъекты Федерации: какими им быть // Полис. 1994. № 4.

5. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.

6. Основы национальных и федеративных отношений / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.

7. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы / под ред. Ю. Веденеева. М., 1996.

Вопросы и задания

1. Как Россия стала многонациональным государством? Как изменялось ее геополитическое положение на разных этапах российской истории?

2. Что отличало национальную политику Российской империи от колониальной политики стран Запада в Азии, Африке, Латинской Америке?

3. Какие формы государственно-территориального устройства существуют в современном мире?

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Государство Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. КОНФУЦИЙ, китайский философ Как возникли первые государства? Давно дело было, уже никто и не

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

Россия богатых. Россия бедных Начнем с гордой здравицы: русская земля богата, обильна, плодородна. А. К. Толстой не возражает, однако придерживается следующего мнения: «Земля наша богата, порядка только нет». Под этими строками хочется подписаться многим русским.Богатство

Из книги автора

Локальный мир и государство В принципе авторитарная власть в том виде, в котором она существовала в древних синкретических формах и в условиях того, что по Марксу иногда называют азиатским способом производства, опиралась на местные локальные патриархальные сообщества,

Из книги автора

Локализм и государство Локализм вышел на последнюю прямую, движимый стремлением уйти от тоталитаризма, авторитаризма, от высших центров власти, от государственности вообще. Процесс шел к атомизации общества, к бесконечному распаду на локальные миры, на сообщества, где

Из книги автора

Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ Рим на европейской «шахматной доске»В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся отныне единственным римским папой, он

Российское государство исторически формировалось как многонациональное. Охватывая в момент возникновения небольшую территорию на северо-востоке русской равнины (в XIV – первой половине XVI в. южная граница с монголо-татарами проходила в 80-100 км от Москвы, на западе Смоленск и Курск являлись территорией Литвы), российское государство постоянно расширялось. Объединение земель восточнее Москвы происходило в процессе борьбы против монголо-татарского господства. Московская Русь, освобождаясь сама, освобождала от завоевателей и другие земли, издревле заселенные различными этносами. В результате освободительной борьбы в состав Русского государства вошли многие народы, давно связанные с русским народом общностью исторического развития: народы Севера и Поволжья – часть мари, мещера, югра, коми (в конце XIV в.), печоры, карелы, саами, ненцы, удмурты (в конце XV в.).

В XVI в. к России были присоединены башкиры . Произошло это после взятия Казани Иваном Грозным. Он обратился к порабощенным монголо-татарами народам с предложением принять русское подданство. На это предложение в 1552 г. откликнулись башкиры, обратившись к царю с челобитной. В 1557 г. после повторной просьбы они вошли в состав России.

В середине XVI в. сохранившиеся после распада Золотой Орды Сибирское, Казанское, Астраханское ханства беспокоили Россию грабежами, не прекращались вторжения, сопровождавшиеся убийствами и поджогами. В 1556 г. Астраханское ханство без сопротивления признало вассальную зависимость от российского государства. В результате упорной борьбы Казанское ханство также было присоединено к России. Таким образом, Волга на всем протяжении – от истоков до устья – была включена в состав России.

В XVI в. сферой интересов Московского государства стала Сибирь. Ее территория была населена народами, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни, исповедовали язычество. Там существовали огромные по территории, но слабые в военном отношении осколки монгольской державы. В 1581 г. казачья дружина Ермака Тимофеевича (по современным меркам отряд выглядел весьма скромно: около 500 казаков и примерно 300 так называемых ратных людей) начала движение в Сибирь. Досаждавший своими разорительными набегами хан Кучум был наконец, разбит в 1598 г. Народы и племена Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить их от кочевников Южной Сибири. В первой половине XVII в. в состав России вошли народы, населявшие Восточную Сибирь: якуты, буряты, хакасы и др. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке Сибири вошли в состав России во второй половине XVII в., Камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце XVII – первой половине XVIII в.

Всего лишь за один век русские землепроходцы преодолели расстояние от Урала до Тихого океана и Россия весьма быстро и прочно закрепилась на новом огромном пространстве. Землепроходцы, а затем и русская администрация в большинстве своем без труда устанавливали необходимые контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому сопротивление русской миграции было незначительным, а если на первых порах и возникали конфликты, то они улаживались быстро и не имели далеко идущих последствий. Так что известное выражение «покорение Сибири» – это, скорее, эмоциональный образ, запечатлевший освоение бескрайних просторов и нелегкой природной среды, а не подчинение этносов, живших на этих территориях.

В первые годы XVII в. начался мирный процесс перехода калмыков в русское подданство . Русское государство было заинтересовано в охране своих границ от крымских татар и турок. В 1655 г. представители калмыков приняли присягу на подданство русскому правительству. В 1657 г. эта присяга была подтверждена. В 1661 г. подданство было закреплено подписями. Вхождение калмыков в Россию, таким образом, было основано на письменном соглашении, заключенном добровольно, с учетом взаимных интересов.

В XVII в. в состав России входили небольшая часть Северного Кавказа и области Донского и Яицкого казацких войск.

Образование Русского централизованного государства имело важное значение для народов Украины, Белоруссии, Молдавии, ориентировавшихся на Россию в борьбе против иноземных поработителей. В 1654 г. в Переяславле состоялась Великая Рада (совет), которая приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Правобережье воссоединилось позднее – в конце XVIII в. Но и после этого часть украинских земель (Восточная Галичина, Северная Буковина, Закарпатье) оставалась в составе соседних с Россией государств.

Помощи у России искала и порабощенная Турцией Молдавия. В XVII в. молдавские господари несколько раз обращались к российскому правительству с просьбой о принятии Молдавии «под царскую руку», в русское подданство. В 1711 г. Петр I заключил договор с молдавским господарем Кантемиром, зафиксировавший протекторат России над Молдавией.

Во второй половине XVII в. началась изнурительная борьба России с литовско-польским государством – Речью Посполи- той, а также Крымом и Турцией в поддержку стремления белорусских земель и Правобережной Украины к воссоединению с Россией. Литовско-польские войска отчаянно боролись за белорусские и украинские земли. По наущению Турции на территорию Украины вторгались крымские войска. Россия более века боролась за безопасность и прочность своих границ, защищая одновременно белорусские и украинские земли. В результате этой борьбы только 3 июля 1700 г. была отменена унизительная для России дань крымскому хану.

На протяжении XVIII в. правительство России активизирует свою политику на Северном Кавказе . За влияние на Северном Кавказе боролись крымские ханы, Турция, Иран, Россия. В XVII-XVIII вв. некоторые горские народы принимали русское подданство. В состав России вошли Кабарда, Карачаево-Черкессия и Осетия. Однако в целом процесс присоединения Северного Кавказа проходил сложно и противоречиво, главным образом военными методами, и был продолжительным.

Казахский народ, постоянно испытывая набеги восточных и южных соседей, искал покровительства России. Избранный вождем на собрании трех жузов Абдулжаир, отбив очередное нашествие со стороны Джунгарии, обратился к русскому правительству с просьбой о принятии казахов в подданство России. 10 октября 1731 г. Абдулжаир и старшины Младшего жуза принесли присягу русскому правительству. В декабре того же года русское подданство принял хан Среднего жуза Семеке. В 1740 г. присягу принесли хан Абдулмамбет и султан Аблай. Старший жуз, находившийся долгое время под господством Джунгарии, присоединился к России в первой половине XIX в.

Территория восточной Прибалтики переходила из рук в руки Германии, Польши, Литвы, Швеции, Дании. Северная война 1700-1721 гг. открыла доступ к Балтийскому морю для России и обеспечила ее экономические морские связи с другими странами мира. В результате побед в Северной войне под власть России перешли Эстония, части Латвии и Карелии с Выборгом. В ходе российско-шведской войны 1808-1809 гг. было присоединено Великое княжество Финляндское, которое раньше было частью Швеции.

В результате трех разделов Польши (1772,1793, 1795 гг.), осуществленных тремя державами – Россией, Австрией и Пруссией – в состав русского государства были включены Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (без Львова), большая часть Литвы и Курляндия. Таким образом, произошло воссоединение украинских и белорусских земель. Заседавший в 1814-1815 гг. Венский конгресс передал в состав России Герцогство Варшавское (Царство Польское).

Во второй половине XVIII в. в результате войн с Турцией (1774,1783,1791 гг.) к России отошли Крым и Северные берега Черного и Азовского морей. По договору 1791 г. России и Турции территория между Бугом и Днестром вошла в состав России, а в результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. по Бухарестскому мирному договору была освобождена от турецкого господства и Бессарабия. Присоединение Бессарабии к России способствовало более быстрому развитию экономики этого края, культуры молдавского народа.

На протяжении веков Закавказье подвергалось разрушительным войнам, захватам и разделам территории. Так, феодальная Армения бывала неоднократно разделена Ираном, Византией и Турцией, завоевана Арабским Халифатом, монголо-татарскими ордами. Потеряв надежду на достижение независимости собственными силами, армянское общество решило просить помощи извне. Исходя из этого, посланец Армении Ори в середине 1701 г. решил обратиться к России. Петр I не отрицал необходимости помощи Армении, но у России были связаны руки войной со Швецией. Только после русско-иранской войны 1828-1829 гг. Восточная Армения присоединилась к России.

Ареной многочисленных кровопролитных войн была и территория Азербайджана. Он также в разное время был под властью Арабского Халифата, Турции, монголо-татар, Ирана. В XVIII в. в Петербург неоднократно направлялись послы с просьбой принять Азербайджанское ханство в состав России. Вхождение азербайджанских земель в состав России началось в 1801 г. К концу 1806 г. было присоединено большинство азербайджанских ханств.

В 1783 г. на основе Георгиевского трактата Восточная Грузия формально вступила под покровительство России. Этот трактат вызвал недовольство Турции, а Персия опустошила Восточную Грузию и активизировала свою политику в Закавказье. Агрессия Персии заставляла христианские народы искать защиты у России. В 1799 г. Восточная Грузия вновь обратилась к России за помощью. К 1810 г. большая часть Закавказья была включена в состав России. У Турции остались Ереванское и Нахичеванское ханства, а также Западная Грузия.

В 1809 г. ряд обществ Дагестана добровольно приняли подданство России. Повторно была принята присяга России в Осетии, Ингушетии. Северный Кавказ к югу от рек Кубань и Терек оказался независимым островом, окруженным территорией российского государства. В 1816 г. наместником Кавказа был назначен генерал А. П. Ермолов, который проводил политику укрепления позиций России на Кавказе. В ходе Кавказской войны (1817-1864 гг.) Северный Кавказ был поставлен под контроль царской власти. В результате войн с Персией и Турцией были присоединены Западная Грузия, Нахичеванское и Ереванское ханства.

С середины 60-х гг. XIX в. началось активное продвижение России в среднеазиатском направлении. Здесь на базе оседлого населения существовали 3 государственных образования, основанные на принципах подданства – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель в 1846-1854 гг. (Старший жуз) вызвало военное столкновение с кокандским ханом, армия которого была разбита войсками В. А. Перовского. В 1865 г. наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестантского генерал-губернаторства. В 1868 г. зависимость от России признали Кокандское ханство и Бухарский эмират, а в 1873 г. – Хивинское ханство. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию. Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX вв. – Россия формировалась как многонациональное государство. В 1721 г. Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей. Однако она не стала колониальной империей: в ней не было деления на метрополию и колонии. Колониальный этап экспансии, свойственный западноевропейским колониям, направленный на порабощение и эксплуатацию других народов, в России не сложился. Новые земли включались в состав единого государства, а народы, проживающие на этих территориях, сохраняли свою самобытность, этнические и религиозные черты.

В современном мире проживает более трех тысяч различных этнических единиц, а государств насчитывается немногим более двухсот. А это значит, что, за некоторым исключением, большинство составляют многонациональные страны.

Термины и понятия

Для того чтобы подробно разобраться в вопросе, необходимо выделить ключевые понятия, которыми оперируют исследователи при изучении той или иной страны. Такие понятия, как довольно близки по своему смыслу, но вместе с тем имеют определенные нюансы. Достаточно понятно, что все эти термины являются результатом исторического усложнения различных элементов, характеризующих ту или иную этническую общность. Хозяйственное развитие, расширение территории вело к увеличению ареала проживания племени, которое постепенно превращалось в народность или народ. И как высшую стадию этнической единицы можно выделить формирование и появление нации. Многие ученые сходятся во мнении, что определяющими факторами в образовании этой общности являются один язык, территория, культура и экономические связи. Однако по мере развития нации эти факторы утрачивают свое первостепенное значение, и она может продолжать существовать даже тогда когда разделена

Формирование национального самосознания

Действительно, подтверждая данное утверждение, можно обратиться к примеру такого многонационального гиганта, как СССР. Многие нации, существовавшие в составе этого государства, после его крушения оказались по разные стороны границ, но не утратили своей идентификации. Поэтому, сформировавшись единожды, они продолжают существовать, за исключением случаев физического исчезновения. Язык как один из основополагающих признаков нации может перестать быть таковым. По мере увеличения численности людей роль родства уменьшалась, и могло получиться так, что в одной нации появлялось два или несколько языков. При объединении прежних этнических групп во все более многочисленные сохранялись вариации языков (диалекты), порой отличающиеся достаточно сильно от бывшего единого языка. Ярчайшим примером может служить Швейцарская конфедерация. Примерно по такому пути формировались многонациональные страны Европы. Однако не только европейские страны следовали данному пути развития национальных отношений. Многонациональные страны Азии также не могли сразу образоваться как полноценные полиэтничные образования. Череда революций и прочих метаморфоз привела их к необходимости сосуществования, и одно из многочисленных государств Азии - Китай - также сформировано по этому принципу.

Разные трактовки понятия "нация"

Употребляя термин "нация", нужно иметь в виду его двоякое значение. Во-первых, ученые рассматривают ее как совокупность граждан какого-то определенного государства. То есть это поликультурная, социально-политическая, территориальная и экономическая общность представителей разных национальностей, образующих государство. Во втором случае эту дефиницию употребляют как обозначение высшей формы этнического единства. Многонациональные страны, сложившиеся по первому сценарию, в современном геополитическом мире составляют более половины всех государственных образований. Наиболее характерным примером является американская нация. Многие века США называли «плавильным котлом», который успешно растворял этническое многообразие граждан Америки, превращая их в единую нацию. Такой ход событий диктовался историческими реалиями, складывающийся индустриальный тип общества предъявлял жесткие требования в первую очередь экономического характера, и многие национальности должны были объединиться, чтобы успешно конкурировать на международной арене. Так складывались многонациональные страны мира.

Интеграция по российскому типу

Глобализация экономики повлияла на способы интеграции государственно-национальных образований. Динамично развивающееся производство привело к формированию новых вариантов межэтнического сотрудничества. США и РФ - это многонациональные страны, обе они по своему устройству являются федерациями. Однако способы их организации принципиально различаются. Российская Федерация построена по национально-государственному принципу субъектов, ее составляющих. Они обладают определенной самостоятельностью во внутренних делах и совместно представляют российскую нацию.

Альтернативный путь национальной кооперации

Американские штаты также обладают определенной внутренней автономией, но сформированы по территориальному признаку. Россия таким способом организации гарантирует развитие народов, ее населяющих. Соединенные Штаты Америки на основе демократических законов также закрепляют право каждой этнической единицы на национально-культурную самостоятельность. Эти два типа государственных объединений представлены на всем земном шаре.

Глобализация и нации

Вступление мира в информационную эпоху еще более усилило межгосударственную конкуренцию, соответственно, и межнациональную. Поэтому главной тенденцией становится рождение наднациональных государственных образований. Они сформированы по принципу конфедерации и имеют большое национальное и культурное разнообразие. Наиболее типичным примером является Европейский Союз, в состав которого входит более двадцати стран, а жители говорят, по самым приблизительным подсчетам, на 40 языках. Устройство этого объединения максимально приближено к сложившимся экономико-политическим реалиям. На его территории действует общая правовая система, валюта, гражданство. Если присмотреться к этим признакам, то можно сделать вывод о том, что практически сложилась европейская супернация. Количество новых членов ЕС растет. Схожие процессы, но с меньшей степенью кооперации, протекают по всему миру. Первоначальные экономико-политические блоки - это прообразы будущих супернаций. Думается, именно за такими крупными государственно-национальными образованиями - будущее всей человеческой цивилизации.

Национальная политика

Гарантом сохранения единства является в государствах, объединенных в многонациональные страны. Список этих стран достаточно обширен и включает в себя подавляющее количество государственных образований, расположенных на нашей планете. Национальная политика включает в себя комплекс мер по обеспечению равного существования и развития этнических единиц государства. Самая многонациональная страна мира - Индия - тому является примером. Только взвешенная и осторожная политика этой страны позволяет ей быть лидером и успешно конкурировать со своим соседом-гигантом Китаем.

Современные тенденции межнациональных отношений

Именно законодательное закрепление прав служит связующим "раствором" для этих стран. Пути развития национальностей и государства далеко не всегда совпадали. История демонстрирует массу подобных примеров. Многонациональные страны наиболее подвержены распаду именно по причине своей полиэтничности. Двадцатый век стал периодом крушения многих таких государств: СССР, Югославии, и даже бинациональной Чехословакии. Поэтому сохранение паритета национальностей становится основой для сотрудничества и интеграции. Последние два десятка лет некоторую тенденциозность приобретает процесс сепаратизма, это касается и устоявшихся европейских государств, таких как, к примеру, Великобритания, из состава которой озвучила намерение выйти Шотландия, а также искусственно созданных в результате колониальной политики государств Азии и Африки.

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайно­му положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР Г.И. Янаев, который издал указ о временном испол­нении обязанностей Президента СССР в связи с невозможностью выполнять Горбачевым обязанности главы государства «по состо­янию здоровья». В состав Комитета вошли также премьер-ми­нистр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внут­ренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, замести­тель председателя Совета обороны при Президенте СССР,

О.Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предпри­ятий промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, генеральный директор научно-производственного объединения «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» А.И. Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев.

В «Заявлении советского руководства», подписанном Янаевым, Павловым и Баклановым и переданном по Центральному телевидению утром 19 августа, сообщалось, что в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 19 августа вводится чрез­вычайное положение с целью положить конец «конфронтации, хаосу, анархии». На этот период высшая власть в стране перехо­дит в руки ГКЧП, решения которого обязательны для неукосни­тельного исполнения всеми органами власти на всей территории СССР. ГКЧП обещал установить на всей территории Союза безус­ловное верховенство Конституции СССР и законов Союза ССР.

ГКЧП еще до официального объявления о своем сущест­вовании в ночь на 19 августа дал указание арестовать Прези­дента РСФСР, который находился на своей даче под Москвой. Спецгруппа КГБ по борьбе с терроризмом «Альфа», оцепив да­чу, ожидала решающего приказа на завершение операции. Он не поступил, ГКЧП дал отбой. В дни августовского путча руко­водство России выступило сплоченно, энергично, наступатель­но. ГКЧП, напротив, действовал нерешительно и пассивно.

По распоряжению ГКЧП в Москву были введены войска и бронетехника. Уже утром 19 августа здание Верховного Совета России стали окружать москвичи, опасавшиеся разгона россий­ского парламента и готовые защищать его. В обращении «К гражданам России» Б.Н. Ельцин, председатель правительства России И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета Рос­сии Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реак­ционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны и объявили «так называемый комитет» и все его решения незакон­ными. Б.Н. Ельцин издал указ: все решения ГКЧП не имеют си­лы на территории России. Символично, что Президент России выступил перед своими сторонниками и огласил этот историчес­кий указ, взобравшись на один из танков, прибывших в столицу по приказу ГКЧП. Вокруг Белого дома развернулось строитель­ство баррикад. Даже ночью у здания Верховного Совета остава­лось около 10 тыс. человек, образовавших живое кольцо. Граждане России были готовы защищать Белый дом. Перед лицом этой решимости ГКЧП так и не осмелился отдать приказ на штурм. После того как под боевые машины пехоты, которые дви­гались по Садовому кольцу, попали трое защитников Белого до­ма (Д. Комарь, И. Кричевский и В. Усов), начался вывод броне­техники и войск из Москвы.

Утром 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР вы­слал к Горбачеву в Форос делегацию во главе с вице-прези­дентом РСФСР А.В. Руцким, чтобы привезти Президента СССР в Москву. Одновременно с Руцким в Крым летели Язов и Крюч­ков с целью получить аудиенцию у Горбачева, объясниться и получить прощение, но Горбачев не принял их.

Члены ГКЧП были арестованы (Пуго покончил с собой). В этот же день Президент РСФСР выразил признательность гражданам России за поддержку российского руководства в от­поре «реакционной кучке высокопоставленных путчистов». Вер­нувшись из Фороса, Президент СССР по Центральному телеви­дению отметил «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

23 августа на чрезвычайной сессии ВС РСФСР в присут­ствии Горбачева и вопреки его возражениям Президент России подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистичес­кой партии РСФСР» на том основании, что она поддержала по­пытку государственного переворота. Фактически это был запрет КПСС. Указ от 23 августа был подкреплен захватом в Москве зда­ний ЦК и МГК КПСС. 24 августа Горбачев объявил о своей от­ставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал партию самораспуститься. 6 ноября 1991 г. Ельцин издал указ о запрете деятельности КПСС на территории РСФСР и Компартии РСФСР.

По настоянию российского руководства 25 августа Горба­чев ликвидировал Кабинет Министров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяй­ством во главе с премьер-министром РСФСР И.С. Силаевым.

2 сентября Президент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили с заявлением, в котором факти­чески приостановили действие Конституции СССР, объявили пе­реходный период для принятия новой Конституции и констатировали создание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц 10 республик. V (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР (2-5 сентября 1991 г.) принял два акта: закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вы­текающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сес­сии Верховного Совета СССР». Под давлением Президента СССР и его сторонников Съезд постановил прекратить деятельность Съез­да народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, т.е. фак­тически распустил высшие органы государственной власти СССР.

6 сентября на первом заседании Госсовета была признана независимость Латвии, Литвы, Эстонии. В том же месяце депута­ты от России и других республик были отозваны из Верховного Совета СССР, председатель которого А.И. Лукьянов также был арестован за поддержку ГКЧП. Союзные структуры власти и уп­равления фактически перестали существовать. На территории России власть была сконцентрирована в руках Президента РСФСР и Съезда народных депутатов России. Попытка Президента СССР возродить новоогаревский процесс по доработке и подписанию Со­юзного договора блокировалась как Россией, так и Украиной.

Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка».

Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руковод­ству России выступить в роли защитника законности.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) ру­ководители трех республик (Президент России Б. Ельцин, прези­дент Украины JI. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической ре­альности и субъекта международного права и о создании Содру­жества Независимых Государств (СНГ) без единых органов влас­ти и управления. 12 декабря 1991 г. после часового обсуждения Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение (188 - «за», 93% от присутствовавших). 12 декабря 1991 г. в ин­тервью газете «Комсомольская правда» М.С. Горбачев заявил: «Это ненормально, но пусть идет процесс, главное, чтобы в конституционных, нормальных формах... Я уйду в отставку... Я сделал все, что мог». 21 декабря в Алма-Ате 11 республик СССР подписали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое офи­циальное наименование государства - Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной власти СССР.

2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило на­растание межнациональных конфликтов в СССР?

3. Какие меры принимались руководством страны для решения проблемы межнациональных конфликтов? Оцените эффективность этих мер.

4. Как связано ухудшение экономической ситуации в СССР с ростом межнациональных конфликтов? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какое положение «Декларации о государственном суверени­тете России» «запустило» центробежные процессы?

7. Попытайтесь объяснить, почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение. Как это соотносится с проходящим в это же время разва­лом Союза?

8. Каковы были результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки? Оформите анализ в виде таблицы.

9. Кто и почему создал ГКЧП? Возможна ли была победа ГКЧП?

10. На основании дополнительной статистической информации оцените, был ли неизбежен распад СССР. Свою точку зрения обоснуй­те. Аргументируйте выбранные критерии оценки.

11. Найдите в современной научной и публицистической литера­туре примеры, иллюстрирующие конфликты на межнациональной поч­ве в СССР до 90-х гг. Сделайте презентацию.

13. Какие личные и политические качества М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина сыграли роль в развитии событий 1990 - 1991 гг.?

14. Рассмотрите историческую ситуацию. Закончите статью. Сде­лайте вывод.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советс­кого строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение...

15. Заполните таблицу.

Итоги существования многонационального СССР

Позитивные моменты

Противоречия, трудности, негатив

16. Опровергните или подтвердите предложенную точку зрения. Аргументируйте ответ. Выскажите свое мнение.

На рубеже 80-90-х гг. начался фактически распад СССР. Союз­ный Центр во главе с Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Последней попыткой спасти Союз была подготовка ново­го Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа.

1. Предложите свой вариант проекта Союзного договора.

Из телевизионного выступления М.С. Горбачева об итогах работы над проектом нового Союзного договора 2 августа 1991 г.

Сохраняется союзная государственность, в которой воплощен труд многих поколений людей, всех народов нашего Отечества.

И вместе с тем создается новое, действительно добровольное объ­единение суверенных государств, в котором все народы самостоя­тельно управляют своими делами, свободно развивают свои культуру, язык, традиции. Конечно, не следует упрощать дело. Договор предус­матривает значительную реконструкцию органов власти и управления. Потребуется разработать и принять новую конституцию, обновить из­бирательный закон, провести выборы, перестроить судебную систему. Пока этот процесс будет разворачиваться, должны активно действо­вать Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, правитель­ство, другие союзные органы. Мы встали на путь реформ, нужных всей стране. И новый Союзный договор поможет быстрее преодолеть кризис, ввести жизнь в нормальную колею.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: