Мотивы деятельности механизмы образования мотивов. Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации

Понятие мотива. Механизм формирования криминальных мотивов

Тема. Понятие мотива. Механизм формирования мотивов.


Направленность личности

Мотивация в преступном поведении

Криминальные мотивы

Литература


. Психика и деятельность

и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие - реальное физическое действие человека - является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, - мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тожество, но единство. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.

Направленность личности

не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено.

Проблема направленности - это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.


Мотив. Потребность. Интерес

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Мотив мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

мотив отвергания , который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив деятельности лежит в ней самой, или в тех случаях, когда человек делает что-нибудь «из любви к искусству», и 2) на один из результатов деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить свой общественный долг.

Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, у человека как социального существа неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность дает, еще и какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив - стремление выполнить свои обязанности или обязательства, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание.

Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.

Потребности . что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Решающее значение целей и задач сказывается и на мотивах. Они определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае не в меньшей мере, чем эти задачи - мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив - как побуждение - это источник действия, его порождающий; но, чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться.

процесса - развитие мотивов через изменение и расширение круга деятельности. Таким образом, источником развития мотивов является постоянно развивающийся процесс общественного производства материальных и духовных благ.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап - это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап - после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив - это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее - особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. И. Леонтьева - на уровень особенной деятельности.

Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

При анализе деятельности единственный путь - это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, - в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

Но в процессе деятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов, значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены.

В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм - это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Мотивация в преступном поведении

В психологическом механизме преступного поведения принятие субъектом преступной цели является центральным звеном. Криминальная цель у субъекта возникает вследствие личностной приемлемости преступного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации. Необходимость же принятия цели предопределяется побуждением - мотивом. Мотив отражает то, ради чего субъект совершает действия (например, удовлетворить некоторую потребность), в то время как цель предопределяет способ и непосредственный результат действий (например, заработать деньги для удовлетворения потребности или украсть деньги).

Источниками мотивов могут быть внутренние и внешние факторы. Внутренние источники побуждений представляют собой потребности и притязания, личностные ценности, требующие защиты или обеспечения своего блага, жизненные планы, привычные атрибуты жизнедеятельности и пристрастия и т. д. Внешними источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация, например угрожающая некоторым личностным ценностям, затрагивающая интересы, т. е. требующая своего разрешения. Возникновение мотива и принятие цели обусловливается личностно своеобразным восприятием и оценкой внешних условий и обстоятельств ситуации, т. е. процессом социальной перцепции. Таким - образом, мотивообразование и социальная перцепция «обеспечивают» принятие цели в преступном поведении. Изучение их характера и роли в порождении преступного поведения необходимо для понимания причин и условий этого поведения, а также для установления психологических свойств, выступающих элементами криминогенной склонности личности.

Ряд исследователей считают, что мотив сам по себе не предопределяет необходимость принятия именно криминальной цели-способа, поскольку любое побуждение можно произвольно направить в социально приемлемое либо антисоциальное русло, т. е. удовлетворить порождающую мотив потребность (как правомерным, так и преступным способом. Однако есть социально дезадаптированные мотивы, которые реализовать социально приемлемым способом субъективно оказывается весьма сложно или практически невозможно. Такие мотивы как бы способствуют принятию противоправных целей-способов в поведении, выступают криминогенно значимыми. Есть и мотивы собственно криминальные, порожденные потребностью в совершении определенного преступного деяния - криминальными влечениями. Криминогенное содержание мотивов обусловливается определенными мотивообразующими свойствами личности, о которых сказано ниже. То же самое можно сказать и о социальной перцепции субъекта поведения. Его представления о социальной ситуации могут носить достаточно адекватный социально-правовой характер, а могут иметь искаженное - криминогенно значимое содержание. Рассмотрим более подробно криминогенные мотивы и криминогенное содержание социальной перцепции, которые выступают условиями, способствующими принятию криминальных целей (способов) действий в порождении преступного поведения.

Криминальные мотивы

Это мотивы, порожденные собственно криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Субъективно переживаемая нужда в совершении такого деяния выступает предметом потребности. Криминальная потребность может представлять укоренившуюся привычку систематического совершения определенных видов преступных действий либо возникнуть в результате действия иного психологического механизма. Ее реализация обеспечивает состояние удовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения.

Такого рода мотивы проявляются как влечения к совершению: краж (чаще всего так называемых «карманных»), сексуально-насильственных деяний; истязаний определенных категорий людей; убийств, сопряженных с изнасилованием, причинением мучений жертве или иным глумлением над ней; хулиганства, связанного с насильственными или эксгибиционистскими действиями; актов вандализма, учинения пожаров и др. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к психической болезни - патологии влечений. Однако этот тип психических аномалий вряд ли можно рассматривать как полностью исключающий вменяемость, поскольку преступник, побуждаемый криминальным влечением, способен воздерживаться от совершения уголовно наказуемого деяния, если ситуация явно неблагоприятна, чревата опасными для него последствиями.

Криминогенно значимые мотивы порождаются различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено. Эти мотивы могут представлять ряд типов, различаясь по своим источникам.

риском - с высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние. Такие влечения могут выражаться в алкоголизме, наркомании, в пристрастии к играм на деньги, к дракам, потребности в систематических развлечениях аморального характера, в половой распущенности и др. Указанные влечения могут быть связаны с психическими аномалиями и относиться к патологии влечений.

обеспечения их правомерного удовлетворения и при этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень (иначе эти потребности нельзя называть гипертрофированными). Интенсивное переживание таких потребностей при осознании невозможности их удовлетворить правомерным способом как бы вынуждает субъекта прибегнуть к незаконному способу действий. Такая «криминогенно вынуждающая» мотивация может порождаться:

Неадекватно завышенными притязаниями материального характера в обеспечении материального достатка, приобретении дорогостоящего имущества, услуг, в дорогостоящих развлечениях и т. д.;

Гипертрофированной потребностью властвования над другими людьми (например, над представителями определенных социальных групп), доминирования в межчеловеческих отношениях, которое проявляется в деспотизме, в чрезмерной подозрительности и враждебности;

Чрезмерно завышенными притязаниями в достижении престижного статуса в группе или в определенной общности людей (известности, влиятельности), в самовыражении (переживании самодовольства от обращения на себя внимания других людей, их восхищения, зависти или опасения), а также потребностью в самоутверждении, побуждающей к рискованным и иным действиям, не адекватным разумной необходимости или совершаемым вопреки социальным нормам и требованиям (весьма характерно для преступников, стремящихся приобрести «криминальный авторитет»).

Третий тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др. Такие переживания могут порождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенности элементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физической и моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях, а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействия лиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обострении или в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий, в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсация или удовлетворение депривированной потребности. В качестве психологических свойств личности, обусловливающих такого рода эмоционально-мотивационные переживания выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационные установки.

Четвертый тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающим как правоохраняемые ценности.

Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям. Указанные переживания порождают у субъекта побуждения к вредоносному воздействию на данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убеждениях об отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Часто оказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступает определяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальном отрицательном «значении» конкретного человека или группы людей, к которым индивид испытывает отрицательное отношение.

Пятый тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-«отчужденном» образе жизни, личностные ценности (которые могут стать жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления. Потребность быть включенным в «криминальную» социальную среду может быть следствием привыкания к этой среде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Эта потребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональных преступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишения свободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, персонализации (т. е. потребности быть признанным как личность).

Шестой тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условий способна провоцировать действия субъекта по достижению личностно ценного результата, не имеющие законных оснований, или действия, юридически рискованные. Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешних условий, является следствием определенных деформаций личностных свойств, проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностный смысл воспринимаемых социальных явлений - условий жизнедеятельности и конкретных ситуаций.


Литература

1. Юридическая психология. М., 2004. 810 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии (Серия Мастера психологии). – СПб., Издательство Питер, 2000 712 с.

4. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб., 2002. - 672 c.

Семеновских Т.В.

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

В статье рассматриваются психологические механизмы формирования мотивов этического поведения у дошкольников: культурно-личностная идентификация, механизм сличения, которые оптимально работают в воссозданных дилеммах.

Ключевые слова:личность, личностная идентификация, механизм сличения, мотив узнавания, мотив достижения успеха, усвоение, этические понятия, этическое поведение.

In article psychological mechanisms of formation of motives of ethical behavior at preschool children are considered: cultural-personal identification, the mechanism of checking which optimum work in the recreated problem situations, dilemmas.

Keywords:the person, personal identification, the checking mechanism, motive of a cognizance, motive of achievement of success, mastering, ethical concepts, ethical behavior.

В последние десятилетия активно обсуждается вопрос о статусе этики как “философии воспитания” (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, К.А. Шварцман и др.). В то же время, в психологических исследованиях личности наблюдается тенденция к сближению с этическими, педагогическими и социологическими подходами, предпринимаются попытки преодолеть традиционную ориентацию на изучение абстрактной личности. Поэтому, вполне логично, опираясь на различные подходы в исследовании личности (культурологический подход, предложенный М.М. Бахтиным, Ф.Е. Василюком, Б.Г. Соколовым, М. Хайдеггером и др.; теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся и др.; ценностно-смысловой подход, разработанный В.В. Знаковым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым и др.), не использовать часто встречающиеся в возрастной и педагогической психологии термины “нравственное”, “моральное поведение”, а попытаться рассмотреть составляющие, определить, что в себя включает термин “этическое поведение”.

Суть этического поведения ребенка, на наш взгляд, наилучшим образом определил Антуан де Сент-Экзюпери, написавший, что “...есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и, тут же, приведи в порядок свою планету…”. Данное высказывание, вполне может стать, тем фундаментом, который необходимо закладывать у дошкольников, ведь именно в этом возрастном периоде сначала формируются, а затем и закрепляются формы “правилосообразного” поведения, одобряемые, позитивно оцениваемые взрослыми.

Определяя сущность этического поведения нельзя не вспомнить еще одну крылатую фразу: “…поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой”. Говоря научным языком, термин “этическое поведение” может трактоваться как - целенаправленная система последовательно выполняемых “должных” действий человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, зависящая от уровня сформированности этических понятий, регулируемая социальными нормами и ценностными ориентациями личности. Исходя из определения, в дальнейшем, необходимо рассмотреть три составляющие “должного” поведения: этические понятия, нравственные нормы, ценностные ориентации (убеждения, предпочтения, идеалы, характеризующие направленность личности, в том числе и мотивационную).

Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах через призму этических понятий, в первую очередь, таких как: “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”. Усвоенные нормы впоследствии, при определенных условиях, становятся мотивами его поведения. Что такое знание нравственных норм? Это, прежде всего, умение ребенком воспроизводить соответствующие формулировки; действительно выделять стоящие за ними реальные жизненные отношения. Знание жизненных отношений включает в себя два аспекта: 1) умение выделить ребенком соответствующие поступки и оценить их как “хорошие” или “плохие”; как “можно” и как “нельзя” себя вести; 2) раскрытие внутреннего нравственного смысла поступков, заключающегося в представлениях, убеждениях, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, дошкольник становится активным субъектом общественной деятельности, у него формируются общественные мотивы - желание сделать что-то для других, оказать помощь. В данном случае, общественные мотивы являются удобным способом символизации намерения, которые облегчают социальную связь. Приписывание общественных мотивов позволяет старшему дошкольнику понимать свое собственное поведение так же хорошо, как и поведение “других”.

Потребность помогать “другим” появляется уже в трехлетнем возрасте: чаще оказывают помощь те, кто сам ее раньше получал, и те, кто обладает эмпатией, т.е. способностью к сопереживанию. Исследовательница С.К. Нартова-Бочавер обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Это необходимо учитывать при формировании мотивов достижения успеха . При их формировании для дошкольников значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Каждое “серьезное” занятие в дошкольном учреждении, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли педагога, - способствуют появлению более широких общественных мотивов.

Для определения себя и “другого”, как и окружающего мира в целом, дошкольник использует самые разнообразные способы действий. В культуре они отложились в виде устойчивых мотивов узнавания , которые могут быть скрыты, не осознаваемы. Еще Аристотель требовал, чтобы узнавание тонуло в перипетиях: “…узнавание, как показывает и название, обозначает переход от незнания к знанию или к дружбе, или к вражде лиц…”. В предложенном Аристотелем конструкте нас, безусловно, интересует дружба, нежели вражда и при формировании мотивов этического поведения её необходимо учитывать.

С помощью, каких же механизмов возможно формирование перечисленных выше мотивов поведения? Общеизвестно, что этика изучает сферу человеческой культуры, по определению П.А. Флоренского, – “…среду, питающую и растящую личность”, которая должна усваиваться детьми в ходе их развития. Изучение культуры предусматривает рассмотрение отдельных ее феноменов, исследований на основе культурных кодов, смысловых оппозиций и категорий, следовательно, именно культура может анализироваться сквозь призму идентификации. Итак, мы приблизились к первому основному механизму – культурной идентификации, позволяющей выстроить личностный образ “человека культуры”, познающего и распознающего не только мир, но и самого себя, свое окружение.

В процессе усвоения ценностей культуры включаются механизмы культурной идентификации - осознание чувства принадлежности к данной культуре, в утверждении своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих интересов, способностей. Идентификация связана с ценностями общества, другими людьми, которые могут служить “образцами” для развивающегося ребенка. Усвоение общественных паттернов поведения в дошкольном возрасте происходит посредством подражания (уподобления) взрослым, за счет механизма интериоризации ; приводит к возникновению “внутренних этических инстанций”, представляющих тот уровень нравственного развития ребенка, который обеспечивает возможность этического поведения. Еще Л.С. Выготский писал о дошкольном возрасте, как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам, к другим людям и интенсивного формирования форм личностного поведения.

В процессе культурной идентификации “запускаются” еще и механизмы личностной идентификации , рассматривающиеся через содержание, направленность личностных структур человека, регулирующих, управляющих поведением. В данном случае, имеется в виду, система этических категорий, усвоение которых выступает как воспроизводство особой формы общественной деятельности, обеспечивающей поведение в соответствии с принятой в обществе иерархией ценностей.

Попадая в проблемные ситуации, дошкольник благодаря механизму сличения сверяет, соотносит совершенное поведение или поведение, требуемое ситуацией, с представлением о себе. В свою очередь, “Я-образ”, вобравший в себя культурные ценности, связан с функциями самопознания, самооценивания и саморегуляции поведения.

Рассмотренные выше мотивы поведения, возникают не внезапно, не одномоментно. На поэтапный характер их формирования указывали еще Л.И. Божович, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др.

Этапы формирования мотива и их содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается становление мотива: физических (внешних - раздражители, сигналы; внутренних - дефицит в организме чего-то) и социальных (просьба, требование, приказ).

Первый этап - принятие стимула , формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Переживание отрицательных состояний (обида, досада, негодование, гнев, злость) дошкольниками, приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства.

Второй этап - поисковая активность , связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах.

После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности старший дошкольник выбирает конкретную цель и путь ее достижения. Пропустив все вероятные способы через “внутренний фильтр”, субъект переходит к третьему этапу формирования мотива поведения: выбору конкретной цели и формированию намерения ее достичь , осуществлению конкретного действия в отношении того или иного объекта: ребенок выбирает физическое воздействие на другого, обзывается.

Итак, исходя из приведенных этапов формирования мотивов поведения, в трехлетнем возрасте поведение ребенка импульсивно, потребности неустойчивы, он не может их контролировать, сдерживать. Л.И. Божович утверждает, что это только начало, за которым ребенок должен научиться действовать вопреки внешним и внутренним препятствиям, своим желаниям, носящим ситуативный характер. По этому поводу С.Л. Рубинштейн писал: “...каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем детстве еще очень большую власть над ним. Поэтому внутренняя мотивация еще неустойчива при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий”.

Литература:

    Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

    Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология // Человек. 1998. – №1. – C. 50–59.

    Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории //Московский психотерапевтический журнал, 1992. – №1. – С. 15-32.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

    Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 240 с.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. Шифр гранта № 14.740.11.0235

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (диспозиционная мотивация), так и внешними (ситуационная мотивация) причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Внутренняя и внешняя мотивации взаимо­связаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситу­ации, а активизация определенных диспозиций приводит к изменению восприятия субъектом ситуации.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит са­мому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивационную сферу человека можно оцени­вать по следующим параметрам:

- Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей (для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетво­рена только с помощью телевидения, а для другого также являются разнообразные книги, об­щение...)

Иерархизирован­ность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже.

Леонтьев описал один механизм образования мотивов , который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель : в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом (родители стимулируют ребенка прочитать книгу покупкой игрушки, однако у ребенка возникает интерес к самой книге, тогда чтение книг становится его потребностью). - Развития мотивационной сфе­ры человека за счет расширения количества потребностей, что происходит в процессе его деятельности.

Леонтьев выделяет две функции мотивов : побуждения и смыслообразования . Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных (Это - мотивы-стимулы).

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направлен­ности личности принадлежит осознанным мотивам.

Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся на общественные : альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные : мотивы оценки , успеха, благополучия, самоутверждения .

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована . Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Междисциплинарный экзамен по специальности психология – 030301 вопросы к государственному экзамену по общей психологии

Междисциплинарный экзамен по специальности психология.. вопросы к государственному экзамену по общей психологии.. в уч году..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема бессознательного в психологии
Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении которых отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во в

Гуманистическая психология: общая характеристика направления
Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Признает главным предметом личн

Гештальтпсихология и ее значение для развития психологии
Гештальт-психология (gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером. Гештальт-психология

Свойства гештальта
1) Данный гештальт существует только в отношении данного фона. Гештальт часто называют словом «фигура» - целостная группа, которая естественно и непроизвольно бросается в глаза на листе бума

Виды и функции речи, взаимосвязь мышления и речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса

Бихевиоризм и его значение для развития психологии
Поводы для возникновения нового направления: разочарование в интроспективной теории сознания, поиск объективного метода изучения психологии человека. Поведенческая

Мышление: основные виды мышления и компоненты
Мышление – высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира.

Когнитивная психология: общая характеристика направления
Когнитивная психология – одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в начале 1960-х г.г. как альтернатива бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э.Ч. Толмена,

Внимание: виды и свойства
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото­рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто­роны, в психологической литературе рассматривается

Индивид, индивидуальность и личность
Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его соци­альных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристи

Свойства восприятия и понятие образа
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Рассмотрим главные виды мотивов
Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Мотив идентификации с другим человеком - стр

Темперамент и характер
При всем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором форми­руется личность как социальное существо, а свойства личности, обу

Основные подходы к изучению личности
Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быт

Проблема сознания в психологии
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Чем

Психологическая теория деятельности и деятельностный подход в психологии
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и р

Связь потребности с деятельностью
Два этапа в жизни каждой потребности: 1. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, человек испытывает состояние какого-то напряжения, не

Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву)
В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подв

Способность и одаренность
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые обуславливают успешность выполнения им той или иной деятельности. Способности рассматриваются как

Природа способностей: биологическая или социальная?
Существуют две основные точки зрения. Отечественная психология идет своим путем. ê Способности биосоциальны – они не являются врожденными, но

Основные методы психологии и их значение
На этапе изучения психологии сознания как субъективной картины объективного мира появился ассоцианизм – отражение опыта нашего восприятия. При этом сознание представлялось к

Методы практической психологии
1. Психологическая консультация 2. Психологическая коррекция 3. Психотерапия 4. Психотренинг Техники 1. Психоанализ 2. Гештальттерапия

Открытый кризис в психологии, причины кризиса
1) Начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. Первый период кризиса – вторая половина 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в. Теоретические и

Воля и волевые действия человека. Участие воли на разных этапах осуществления деятельности. Становление волевых качеств личности
Воля - форма регуляции поведения. Если эмоции - непроизвольные, волевая регуляция - произвольная. Вундт. Эмоция (у Вундта – чувство), продолжающаяся во вр

Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмеченванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив - это то, ради чего совершается действие. Как пра­вило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второсте­пенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запус­кают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы порождают действия путем формирования цели. . На­пример, к классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. К другому классу относится гораздо большее число мотивов. Следует подчерк­нуть, что до определенного возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Неосознаваемые мотивы проявляютсяв сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы. Личностный смысл - это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной зна­чимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции. Другой вопрос - это вопрос о том, как образуются новые мотивы. При анализе деятельности единственный путь - это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, - в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

РЕФЕРАТ

Тема. Понятие мотива . Механизм формирования мотивов.

С одержание

Природа психического. Психика и деятельность

Направленность личности

Мотив. Потребность. Интерес

Механизм формирования мотивов

Мотивация в преступном поведении

Криминальные мотивы

Литература

Природа психического . Психика и деятельность

Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно -- это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания, мотивы и т. п. -- все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие -- реальное физическое действие человека -- является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, -- мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, -- чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание -- не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое -- не тожество, но единство. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие -- это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.

Направленность личности

Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено.

Проблема направленности -- это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Мотив. Потребность. Интерес

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания , который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив деятельности лежит в ней самой, или в тех случаях, когда человек делает что-нибудь «из любви к искусству», и 2) на один из результатов деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить свой общественный долг.

Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, у человека как социального существа неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность дает, еще и какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив -- стремление выполнить свои обязанности или обязательства, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание.

Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, в наибольшей мересознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.

Потребности . Личность -- это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, -- во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо.

Интерес -- это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято.

Решающее значение целей и задач сказывается и на мотивах. Они определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае не в меньшей мере, чем эти задачи -- мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам -- условиям, при которых действие возникает. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив -- как побуждение -- это источник действия, его порождающий; но, чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться.

Механизмы формирования мотивов

Советская психологическая наука в качестве общего механизма возникновения мотивов рассматривала реализацию потребностей «в ходе поисковой активности», то есть деятельности. Центральная закономерность этого процесса - развитие мотивов через изменение и расширение круга деятельности. Таким образом, источником развития мотивов является постоянно развивающийся процесс общественного производства материальных и духовных благ.

Потребность -- это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап -- это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап -- после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при всём этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив -- это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее -- особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. И. Леонтьева -- на уровень особенной деятельности.

Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий -- типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие -- второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

При анализе деятельности единственный путь -- это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, -- в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

Но в процессе деятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов, значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены.

В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм -- это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Мотивация в преступном поведении

В психологическом механизме преступного поведения принятие субъектом преступной цели является центральным звеном. Криминальная цель у субъекта возникает вследствие личностной приемлемости преступного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации. Необходимость же принятия цели предопределяется побуждением -- мотивом. Мотив отражает то, ради чего субъект совершает действия (например, удовлетворить некоторую потребность), в то время как цель предопределяет способ и непосредственный результат действий (например, заработать деньги для удовлетворения потребности или украсть деньги).

Источниками мотивов могут быть внутренние и внешние факторы. Внутренние источники побуждений представляют собой потребности и притязания, личностные ценности, требующие защиты или обеспечения своего блага, жизненные планы, привычные атрибуты жизнедеятельности и пристрастия и т.д. Внешними источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация, например угрожающая некоторым личностным ценностям, затрагивающая интересы, т.е. требующая своего разрешения. Возникновение мотива и принятие цели обусловливается личностно своеобразным восприятием и оценкой внешних условий и обстоятельств ситуации, т.е. процессом социальной перцепции. Таким - образом, мотивообразование и социальная перцепция «обеспечивают» принятие цели в преступном поведении. Изучение их характера и роли в порождении преступного поведения необходимо для понимания причин и условий этого поведения, а также для установления психологических свойств, выступающих элементами криминогенной склонности личности.

Ряд исследователей считают, что мотив сам по себе не предопределяет необходимость принятия именно криминальной цели-способа, поскольку любое побуждение можно произвольно направить в социально приемлемое либо антисоциальное русло, т.е. удовлетворить порождающую мотив потребность (как правомерным, так и преступным способом. При этом есть социально дезадаптированные мотивы, которые реализовать социально приемлемым способом субъективно оказывается весьма сложно или практически невозможно. Такие мотивы как бы способствуют принятию противоправных целей-способов в поведении, выступают криминогенно значимыми. Есть и мотивы собственно криминальные, порожденные потребностью в совершении определенного преступного деяния -- криминальными влечениями. Криминогенное содержание мотивов обусловливается определенными мотивообразующими свойствами личности, о которых сказано ниже. То же самое можно сказать и о социальной перцепции субъекта поведения. Его представления о социальной ситуации могут носить достаточно адекватный социально-правовой характер, а могут иметь искаженное -- криминогенно значимое содержание. Рассмотрим более подробно криминогенные мотивы и криминогенное содержание социальной перцепции, которые выступают условиями, способствующими принятию криминальных целей (способов) действий в порождении преступного поведения.

Криминальные мотивы

Это мотивы, порожденные собственно криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Субъективно переживаемая нужда в совершении такого деяния выступает предметом потребности. Криминальная потребность может представлять укоренившуюся привычку систематического совершения определенных видов преступных действий либо возникнуть в результате действия иного психологического механизма. Ее реализация обеспечивает состояние удовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения.

Такого рода мотивы проявляются как влечения к совершению: краж (чаще всего так называемых «карманных»), сексуально-насильственных деяний; истязаний определенных категорий людей; убийств, сопряженных с изнасилованием, причинением мучений жертве или иным глумлением над ней; хулиганства, связанного с насильственными или эксгибиционистскими действиями; актов вандализма, учинения пожаров и др. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к психической болезни -- патологии влечений. При этом этот тип психических аномалий вряд ли можно рассматривать как полностью исключающий вменяемость, поскольку преступник, побуждаемый криминальным влечением, способен воздерживаться от совершения уголовно наказуемого деяния, если ситуация явно неблагоприятна, чревата опасными для него последствиями.

Криминогенно значимые мотивы порождаются различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено. Эти мотивы могут представлять ряд типов, различаясь по своим источникам.

Первый тип представляют мотивы, порожденные гипертрофированными аморальными влечениями, удовлетворение которых субъект реально не может обеспечить правомерным путем или это удовлетворение связано с криминальным риском -- с высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние. Такие влечения могут выражаться в алкоголизме, наркомании, в пристрастии к играм на деньги, к дракам, потребности в систематических развлечениях аморального характера, в половой распущенности и др. Указанные влечения могут быть связаны с психическими аномалиями и относиться к патологии влечений.

Второй тип выражают мотивы, порожденные гипертрофированными потребностями (притязаниями), т.е. потребностями, уровень которых явно завышен, не соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их правомерного удовлетворения и при всём этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень (иначе эти потребности нельзя называть гипертрофированными). Интенсивное переживание таких потребностей при осознании невозможности их удовлетворить правомерным способом как бы вынуждает субъекта прибегнуть к незаконному способу действий. Такая «криминогенно вынуждающая» мотивация может порождаться:

* неадекватно завышенными притязаниями материального характера в обеспечении материального достатка, приобретении дорогостоящего имущества, услуг, в дорогостоящих развлечениях и т.д.;

* гипертрофированной потребностью властвования над другими людьми (например, над представителями определенных социальных групп), доминирования в межчеловеческих отношениях, которое проявляется в деспотизме, в чрезмерной подозрительности и враждебности;

* чрезмерно завышенными притязаниями в достижении престижного статуса в группе или в определенной общности людей (известности, влиятельности), в самовыражении (переживании самодовольства от обращения на себя внимания других людей, их восхищения, зависти или опасения), а также потребностью в самоутверждении, побуждающей к рискованным и иным действиям, не адекватным разумной необходимости или совершаемым вопреки социальным нормам и требованиям (весьма характерно для преступников, стремящихся приобрести «криминальный авторитет»).

Третий тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др. Такие переживания могут порождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенности элементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физической и моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях, а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействия лиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обострении или в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий, в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсация или удовлетворение депривированной потребности. В качестве психологических свойств личности, обусловливающих такого рода эмоционально-мотивационные переживания выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационные установки.

Четвертый тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающим как правоохраняемые ценности.

Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям. Указанные переживания порождают у субъекта побуждения к вредоносному воздействию на данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убеждениях об отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Часто оказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступает определяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальном отрицательном «значении» конкретного человека или группы людей, к которым индивид испытывает отрицательное отношение.

Пятый тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-«отчужденном» образе жизни, личностные ценности (которые могут стать жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления. Потребность быть включенным в «криминальную» социальную среду может быть следствием привыкания к этой среде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Эта потребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональных преступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишения свободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, персонализации (т.е. потребности быть признанным как личность).

Шестой тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условий способна провоцировать действия субъекта по достижению личностно ценного результата, не имеющие законных оснований, или действия, юридически рискованные. Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешних условий, является следствием определенных деформаций личностных свойств, проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностный смысл воспринимаемых социальных явлений -- условий жизнедеятельности и конкретных ситуаций.

Л итература

1. Юридическая психология. М., 2004. 810 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия Мастера психологии). - СПб., Издательство Питер, 2000 712 с.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Психология. 4-е изд., исп. и доп. М., 2005. 224 с.

4. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб., 2002.- 672 c.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология.- СПб., 2004. 480 c.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: